Что выбрать, цифровое пианино или акустическое?
Сегодня сегмент фортепиано на рынке музыкальных инструментов представлен не только классическими пианино и роялями, но и цифровыми фортепиано и синтезаторами, которые в свою очередь выгодно отличаются от акустических клавишных инструментов ценой, габаритами и уровнем удобства, но не всегда способны конкурировать по качеству. В этой статье мы попытаемся дать несколько советов о том, какое пианино лучше для вас или вашего ребёнка – цифровое или акустическое.
Самый важный критерий при выборе цифровых и акустических пианино – это звучание. Сравнивать звучание нового чешского или немецкого фортепиано даже с первоклассным японскими инструментами Roland некорректно, в подавляющем большинстве случаев акустика будет звучать лучше, чем цифра. Но помимо звучания у каждого из представителей есть ещё масса критериев, которые требуют внимательного изучения, поскольку именно они могут оказаться решающими.
Хорошее пианино требует соответствующего содержания и ухода, поскольку древесина крайне прихотлива в отношении климатических условий. В случае с цифровым фортепиано вы можете не беспокоиться о поддержании температуры и уровня влажности в месте его установки, оно в меньшей степени зависит от подобных особенностей, поскольку корпус изготавливается из композитных материалов, прошедших необходимую обработку. Кроме того, акустическое пианино в обязательном порядке должно проходить процедуру настройки, в противном случае строй инструмента будет «просаживаться».
Для человека, начинающего обучение, требуется большое количество практики, по этой причине занятия могут затянуться до поздней ночи. В этой ситуации цифровое пианино выигрывает у классических фортепиано благодаря возможности игры в наушниках. Классический инструмент обладает возможностью приглушения звука за счёт педали модератора, но в действительности этот механизм не позволяет снизить громкость до допустимого уровня, к тому же при игре с зажатым модератором может возникнуть дискомфорт от занятий. Для истинных ценителей европейской классики фортепиано, не желающих ничего слышать о цифровых инструментах, мы готовы предложить приобрести в дополнение к пианино модуль Bechstein Vario HDS. Основная задача этого модуля — переключение вашего акустического инструмента в режим цифрового, чтобы вы могли играть в наушниках, записывать свои занятия и композиции (более подробно с модулем Vario можно познакомиться здесь).
Цифровое пианино, как правило, предоставляет исполнителю широкий набор функций — запись занятий, разделение и транспонирование клавиатуры, как для игры в четыре руки, так и для одновременного использования второго аккомпанирующего инструмента. Помимо рояльных тембров цифровое пианино может включать семплы музыкальных инструментов других видов и даже хоровые тембры. Умелое использование если не всех, то большинства функций электронного фортепиано весьма заметно расширит возможности для творчества и музыкальных экспериментов, что во многом пригодится любителям более свободных музыкальных течений, в отличие от приверженцев строгого академизма.
Вопрос качества звучания встаёт наиболее остро при выборе пианино для ребёнка в случае, если родители не имеют профессиональной закалки в данных вопросах и обращаются к будущему педагогу за советом. Многие преподаватели выступают категорически против цифровых инструментов, обосновывая свою позицию с той точки зрения, что подобное звучание с самого начала испортит ученику слух, а клавиатура создаст проблемы при переходе на классический инструмент. Следует заметить, что в данном вопросе имеет место распространённое заблуждение, когда речь заходит о цифровом фортепиано. У людей, незнакомых с данным классом музыкальных инструментов возникают ассоциации с синтезаторами, а это совсем другой вид фортепиано. Электронные синтезаторы имеют широкое разнообразие встроенных рояльных тембров, но основное назначение этого инструмента в малой степени имеет отношение к обучению игре на фортепиано: как правило, синтезаторы используются для записи аранжировок, а также аккомпанирования специфическим тембром основному инструменту. Кроме того, клавиатура синтезатора имеет ряд кардинальных отличий от фортепианной или рояльной, и сравнивать их не представляется возможным.
Для внесения ясности в вопросы, касающиеся механики цифровых пианино, надо понимать — каждый производитель проводит массу исследований в области физики и математического моделирования с целью создания клавиатуры, которая была бы максимально приближенна к оригиналу. На сегодняшний день, на наш взгляд, высоких результатов в решении этой проблемы добилась компания Roland, которая совсем недавно выпустила обновлённую линейку цифровых пианино Roland — Home Piano. Новые модели фирмы Роланд снабжены клавиатурой Progressive Hammer Action 4, презентация которой состоялась в 2014 году на выставке Musik Messe, в Германии. Принимая во внимание благосклонные отзывы опытных пианистов о клавиатуре PHA-4, можно быть уверенным, что вреда начинающему пианисту она не нанесёт, но и до механики акустического пианино она пока что не поднялась.
Часто вопрос о выборе между цифровым и акустическим фортепиано встаёт из-за недостаточного бюджета, ведь стоимость нового чешского инструмента начального уровня порой переходит отметку в 300 тысяч рублей, что не каждому по карману. В подобной ситуации большинство педагогов посоветуют вам любыми способами раздобыть если не новое, то подержанное классическое пианино, которое вероятнее всего будет отечественного производства. Во времена Советского Союза на территории РСФСР, наравне с европейскими моделями, высокую популярность имели инструменты отечественного производства, такие как «Заря», «Красный Октябрь», «Ленинград» и другие. Как показывает практика, сегодня большая часть этих инструментов простаивает без соответствующего ухода уже не один десяток лет, в связи с чем теряются акустические и исполнительские свойства. Реставрацию подобного инструмента сможет выполнить только высококвалифицированный мастер, и даже в лучшем случае он не сможет гарантировать Вам стабильность работы всех частей инструмента. В данной ситуации мы хотим вас предостеречь, как мы уже писали ранее, акустическое фортепиано требует как минимум ежегодной настройки и прочего ухода. Найдя массу предложений о продаже акустического инструмента за «самовывоз» или символические 10-20 тысяч рублей, вы рискуете купить пианино либо окончательно непригодное, либо вложить массу средств в его реставрацию. В половине случаев звучание подержанного пианино будет производить сомнительное впечатление, и моделированный цифровой звук будет более чем конкурентоспособен. Также не стоит забывать, что сэмплируются электронные пианино с первоклассных инструментов европейского и американского производства. В конечном итоге начинать обучение на инструменте с разбитой клавиатурой и «просевшим» строем может оказаться куда более вредно, чем на имитации эталонного рояля.
Несмотря на все рассмотренные выше достоинства и недостатки цифровых и акустических фортепиано, важно понимать, что если вы или педагог заметили в ребёнке большой потенциал и задатки прирождённого пианиста, то лучше и дальше заниматься на акустическом инструменте, особенно если ученик с головой увлечён игрой на фортепиано.
Подводя итог всему сказанному выше, составим список основных достоинств и недостатков механических пианино и электронных фортепиано.
Акустическое пианино | Цифровое пианино | |
Живой звук | + | – |
Звучание | + | +/– |
Механика | + | +/– |
Цена | – | + |
Габариты и вес | – | + |
Игра в наушниках | +/–* | + |
Отсутствие затрат на обслуживание | – | + |
Долговечность | + | +/– |
*Возможна только на моделях марок C. Bechstein, W.Hoffmann и Zimmermann с установленной системой VarioHDS